<iframe src="https://www.googletagmanager.com/ns.html?id=GTM-KMGK7JV" height="0" width="0" style="display:none;visibility:hidden"></iframe>

В поисках утраченной мудрости

Автор: Михаил Король  •  31 января 2013 года

Одно из самых захватывающих развлечений для исследователей Иерусалима во все времена — поиски мест, от которых остались лишь письменные свидетельства разной степени достоверности. В данном случае нас интересуют именно такие объекты, существование которых по сей день так и не подтверждено ни археологическими находками, ни общепринятыми стереотипными отождествлениями. Стоит только приступить к изысканиям, и тут же начинает бить неиссякаемый фонтан новых гипотез, предположений и открытий, зачастую имеющих отношение уже к другим, не менее легендарным местам.

К числу подобных иерусалимских легенд относятся и рассказы о некой византийской церкви, от которой не осталось никаких материальных следов. Речь идет о нашей иерусалимской Айа-София, храме Премудрости Божьей, сиречь церкви Святой Софии. Напрямую о существовании такого собора пишут очевидцы: диакон Феодосий (перв. четв. VI в.) и Антонин Плацентийский (кон. VI в.).

«…От дома Каиафы (по Феодосию — это северная часть горы Сион, ныне, предположительно, музей Иродианского квартала в современном Еврейском квартале — М.К.) до претopия Пилатова приблизительно шагов числом 100; там церковь святой Софии…»(Феодосий «Описание Святой земли», 45; перв. четв. VI в.).

Вот тут-то мы и выясняем, что свято место пусто не бывает. Прежде всего, вызывает интерес сообщение о том, где находился «преторий», то есть место, где базировался во время своих приездов в Иерусалим Понтий Пилат и где состоялся судьбоносный суд над Иисусом. Вообще-то, сейчас есть две основные точки зрения о местонахождении «палатки полководца в римском лагере» (дословный перевод слова praetorium). Согласно первой гипотезе, это — крепость Антония на северо-западном углу Храмовой горы, второй — нынешняя цитадель Давида на месте верхнего дворца Ирода. Но ни то ни другое место никак не соответствует указаниям Феодосия. Зато вполне согласуется с другими описаниями, которые оставил знаменитый Путник из Бордо, автор самого раннего из известных нам христианских итинерариев (333 г.):

«Идя отсюда за стену Сионскую, вправо к воротам Неаполитанским (то есть Шхемским — М.К.), внизу в долине видишь стены бывшего дома или претория Понтия Пилата. Здесь допрашивали Господа прежде чем Он пострадал». (Бордоский путник, 333–334 гг.)

А вот более подробно местонахождение претория, равно как и церковь Св. Софии, описывает Антонин Мартир:

«И мы молились в претории, где допрашивали Господа, где теперь базилика Св. Софии, перед развалинами храма Соломона, под улицею, которая проходит к Силоамскому источнику мимо портика Соломона» (Антонин из Плаценции, гл. 23).

Попытаемся определить точнее место «византийского претория». Подсказкой служит непонятное выражение «под улицей». Что имеется в виду? Склон горы? А может, не стоит отказываться от буквального смысла? Мы же и по сей день можем указать место (откуда и к Шилоаху, то есть Силоамскому водоему, ведут пути и где — Храмовая гора напротив), в котором улица Цепная проходит перпендикулярно над улицей Долины, упираясь в Западную стену Храмовой горы.

Преторий, а позже и церковь были построены вплотную к скалистому обрыву, откуда и была проведена система каменных мостов, соединяющих Западный склон (он же, в этом участке, — северный отрог горы Сион) и Храмовую гору. А здание занимало два уровня, потому и оказывалось частично «под улицей». Возникает вопрос: ведь не мог же Пилат выбрать место для своей «палатки» просто так? Наверное, на том месте было что-то похожее на крепость Антония или верхний дворец Ирода? Именно так. Подсказкой служат нам слова бордоского паломника «идя отсюда за стену Сионскую» — речь идет о т.н. «первой стене» города, о которой пишет Флавий:

«Начинаясь на севере у так называемой Гипиковой башни (северная часть Верхнего дворца Ирода — М.К.), она тянулась до Ксиста, примыкала затем к зданию Совета и оканчивалась у западной галереи храма» (ИВ, 5:4:2).

Здание Совета — это, понятно, место собрания Синедриона (Санхедрина). А вот что за Ксист такой, который и соответствует, скорее всего, искомому нами месту? По утверждению самого Флавия, Ксистом называлась «большая площадь перед дворцом Асмонеев» (ИВ, 2:16:3). Вот оно! Хасмонейский дворец, или Нижний, — это и есть «база» префекта Пилата Понтийского, а Ксист — тот самый двор, про который говорит евангелист Марк: «А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию» (15:16).

Итак, собор Св. Софии найден. Кстати, и на мозаичной карте из Мадабы (сер. VI в.) его тоже можно разглядеть на указанном нами месте.

Что сегодня тут можно увидеть? Существует ли культовая преемственность? Да, без всякого сомнения. Ныне на этом месте красуется здание медресе А-Таштамория, возведенное в XIV веке. Интересно, что план мечети при этом учебном заведении — крестово-купольный. Хотя про церковь Премудрости нам известно, что архитектурный тип ее — базилика… Впрочем, мы ничего не знаем о том, как тут все перестраивали и перекраивали крестоносцы. Но особый интерес представляет надпись на карнизе:

«Повелел застроить это благословенное место уважаемый господин А-Сейфи Таштамор Алелай в 784 году от Хиджры (1382–1383)».

То есть, что тут явно что-то неординарное возвышалось, строители медресе знали. Однако вряд ли к XIV веку сохранились предания о еврейском дворце, римском претории и византийской церкви. После римских разрушений в 70 году, землетрясения в 361-м, нашествия персов в 614-м и зверства халифа Аль-Хакима в 1009-м — едва ли там осталось что-либо существенное.