<iframe src="https://www.googletagmanager.com/ns.html?id=GTM-KMGK7JV" height="0" width="0" style="display:none;visibility:hidden"></iframe>

Спрашиваете — отвечаем! Наталия Киреева курс «Еврейские лидеры от Авраама до Цукерберга» (период Древность)

Наталия Киреева курс «Еврейские лидеры от Авраама до Цукерберга» (период Древность)

 

Вопрос: Каково отношение исследователей к Йосефу/Иосифу? Можно ли считать его героем, учитывая его неоднозначную роль в еврейской истории?

Ответ Наталии:

Согласна, что образ Йосефа противоречив, он является таковым в Библии, а в Мидрашах эта тема еще более развивается. Я думаю, что с исследовательской позиции, мы, безусловно, можем считать Йосефа героем. Поскольку в Библии идеальный герой без каких-либо изъянов – только Бог. Все остальные – несовершенны: Яков обманул отца, Моше гневлив, Давид склонен к адюльтеру, Шломо сластолюбив и т.д.. Йосеф просто не исключение. 

Очень рекомендую монографию Дж. Кугела «В доме Потифара» (Кугел, Джеймс . В доме Потифара. Издательство «Текст», 2010), где образ Йосефа разбирается подробно и с разных точек зрения.

 

Вопрос: Кем, на Ваш взгляд, Моше является в большей степениролевой моделью или воплощением некоего абстрактного принципа?

 

Ответ Наталии: на мой взгляд, Моше является ролевой моделью героя. Он отражает библейское представление о том, что идеальный герой в нарративе лишь один – Бог, потому все остальные всегда несовершенны. Моше убивает Египтянина, он гневается у вод Меривы, но при этом терпит народ 40 лет и заботится о нем, заступаясь перед Богом. Эта амбивалентность свойственна библейским героям как таковым. Моше, как идеальный пророк, первый в этом ряду, но не единственный.

 

 

Вопрос: Большое спасибо за такую увлекательную лекцию и отдельное спасибо за часть про то, что мы точно знаем. Мне всегда казалось про момент с избиением еврея и убийства, что мать сказала Моше о его происхождении. Может ли это быть так?

 

Ответ Наталии: Спасибо Вам за внимание и высокую оценку! В библейском тексте относительно того, как Моше узнал о том, что он еврей точной информации нет. Однако там сообщается, что его мать – Йохевед, была взята ко двору фараона в качестве кормилицы для младенца. Мидраши, а также ряд более ранних еврейских текстов (например, трагедия «Исход» Иезекииля Трагика), полагают, что Йохевед не только кормила младенца, но и воспитывала его в дальнейшем, естественно, сообщив ему о его происхождении.

 

Вопрос: Я правильно поняла, что Аврааму выпало испытание расстаться со своими «корнями», со своим домом в Месопотамии, чтобы обрести Землю Обетованную?

 

Ответ Наталии: Да, совершенно верно. В древности человек зависел от семьи гораздо сильнее, чем мы сейчас. Приказ Бог уйти в неизвестность для Авраама был равносилен просьбе начать жизнь с чистого листа. А ему в тот момент было 75 лет.

 

Вопрос: Добрый день, в как евреи сами себя называли? Спасибо.

 

Ответ Наталии: спасибо за вопрос. Как считают этнологи, слово «еврей» - иври (иврим; ‘iḇrîm) первоначально было экзоэтноним, то есть так евреев называли представители других этносов. Вероятнее всего, самоназвание евреев (эндоэтноним) в тот момент было Исраэль / бней Исраэль (сыны Израиля; bĕnê Yiśrā’ēl).

Вот отличная статья на тему контекстов использования иври в Библии - https://www.lechaim.ru/ARHIV/221/dreyer.htm

 

Вопрос: Добрый день почему 4-х буквенное имя Бога страшное? Спасибо.

 

Ответ Наталии: спасибо за вопрос. Дело в том, что в древности любое имя было табуированным, это связано с представлениями о том, что знающий имя обретает власть над владельцем имени. Поэтому как правило имена божеств также табуировались. В итоге обычно наравне с запрещенным “страшным” именем было имя разрешенное, которое было можно произносить вслух. В случае с Богом Израиля – запрещенным к произнесению было имя, т.н. Тетраграмматон (Четырехбуквенное имя), а разрешены была его замены, например, Адонай (в переводе – Мой Господин), это имя произносят вслух, когда в тексте записан Тетраграмматон. Четырехбуквенное имя во времена Храма произносилось вслух только один раз в год – в День Искупления (Йом Кипур), первосвященником. В момент его произнесения народ громко читал молитву, заглушая звучание имени, чтобы никто не мог его запомнить и затем использовать в магических практиках. 

 

Вопрос: Добрый день! Насколько справедливы суждения, что в формировании мировоззрения Моисея принял участие диковинный фараон Эхнатон?

 

Добрый день, насколько мне известно, сейчас эта теория не пользуется популярностью. Прежде всего в виду того, что центральным божеством в реформе Эхнатона был Атон - бог солнца, в еврейской культуре солнце не играет важной роли, гораздо большую значимость имеет луна, по которой определяют начало месяца, а значит и весь календарь.

 

Вопрос: Спасибо за лекцию! Узнала много нового, в том числе новых слов и понятий :)  Собственно вопрос: как вы думаете, история Авраама, его отказа от дома и стабильности, показывает нам что это хороший пример, плохой или рассказывает историю нейтрально? Не могу для себя разобраться в тоне и посыле. Спасибо

 

Ответ Наталии: Спасибо за внимание к лекции! С точки зрения библейской теологии пример Авраама - образец поведения религиозного человека. На призыв Бога уйти в 75 лет в неизвестность он реагирует моментальным решительным действием. Философ XIX в. Серен Кьеркегор в своем знаменитом труде «Страх и трепет» назвал Авраама «рыцарем веры», думаю, это выражение очень точно передает отношение к его поступку не только в Библии, но и в близком к нашему времени философском контексте.  

 

Вопрос: Здравствуйте! Спасибо за подробную лекцию! Вопросы: мне как будущему филологу интересно к какому языку относится «иврим» (или группе); можно ли утверждать, что большая часть еврейской истории состоит из действий маргиналов? Спасибо.

 

Ответ Наталии: Здравствуйте, спасибо за вопрос! Если представить себе этногенез евреев в очень кратком пересказе, то это будет выглядеть так:

Во втор. пол. III тыс. до н.э. из западно-семитской этноязыковой общности выделяются амореи, их самоназванием, видимо, было «сутии» (вспомним библейского Шета / Сифа). В пер. пол. II тыс. до н.э. в окрестностях Мари в среднем течении Евфрата из группы амореев-сутиев выделились разные этноязыковые общности, в том числе и иврим, т.е. евреи. Значение этого семитского термина ʻiḇrî - «(человек) из Заречья, зареченский».

По поводу маргиналов: довольно сложно ответить на этот вопрос кратко. Но не только в еврейской истории в основе качественных изменений в жизни общества, зачастую, стоят маргиналы. Это связано с тем, что сама маргинальная зона снимает с личности (или группы) ряд требований или ожиданий, которые довлеют над основной частью общества. В этом состоянии большей свободы (даже при внешне тяжелых условиях жизни), маргиналам легче начать менять общество или отдельные его законы. 

 

Вопрос: был ли Авра(а)м единственным «пришельцем» - или «иври» называли всех

«неместных»? Если второе, то почему экзоэтноним «иври» закрепился только за Авра(а)мом и его потомками?

Ответ Наталии:

Видимо термин иври, отражающий миграцию конкретного этноса и переход через реку Евфрат, применялся лишь к той этнической группе, самоназвание которой было бней Исраэль (сыны Израиля). То есть так называли только евреев.

Вот отличная статья на тему контекстов использования иври в Библии 

 

Вопрос: как «пришелец» Авра(а)м в восприятии местного населения соотносился по своему социальному статусу с немобильными, «оседлыми» маргиналами? Как это обусловило дальнейший путь Авра(а)ма и последующих еврейских героев?

 

Ответ Наталии: спасибо за интересный вопрос. Боюсь, что библейский текст дает нам мало сведений об этом. Однако с точки зрения социологический теорий маргиналы в сознании «большинства» часто воспринимаются как единая группа, даже если в реальности она совершенно различна по составу. То есть правила отношения к маргиналам едины, невзирая на причины их маргинальности. Скажем, маргиналы, не важно чужеземцы ли, или, например, сборщики налогов, или блудницы, будут жить на периферии города или поселения, браки с ними будут запрещены, они скорее всего не будут допускаться к участию в ритуалах, если только не будут его частью, но в особом статусе (например, увы, известны случаи религиозных ритуалов, в которых маргиналы приносились в жертву).   

 

Вопрос: Здравствуйте! Мог быть выбран Израиль для жизни еврейского народа еще и потому, что он менее привлекателен для завоеваний «врагов»? Спасибо за ответ.

 

Добрый день, боюсь, что территория Израиля как раз очень привлекательна для врагов :) дело в том, что хотя климат Израиля более прихотлив, чем в Египте и Междуречье, сама территория – мост из Африки в Азию. В древности через Израиль проходило два очень важных торговых пути - Морской путь (по побережью Средиземного моря) и Царский путь (по Заиорданью). Все завоеватели были заинтересованы в Израиле как в стратегически важной территории, поэтому, начиная с  VII в. до н.э., Израиль практически всегда находился под какой-то более крупной державой. 

 

Вопрос: Здравствуйте! Если я не ошибаюсь, то во времена Авраама новолетие происходила дважды в год (по нашим меркам). Если это так было и во времена Моисея, то можно ли утверждать, что время в пустыне 40 лет, нужно сокращать в два раза?

 

Ответ Наталии: Добрый день, Вы совершенно правы, что у евреев не один Новый год. Однако в Библии в истории Авраама не содержатся законы о новолетии, а когда они формируются в Торе, то подчеркивается, что Рош а-Шана празднуется в седьмом месяце (то есть в тишрея) – это день сотворения мира, а Песах отмечается в первом месяце (нисане) – это месяц исхода из Египта. В контексте исхода говорится, что еврейский год начинается в нисане, в последствии, например, годы правления царей определялись по нисану. Поэтому пребывание в пустыне, согласно, библейскому нарративу, было в течение 40 лет. Библия имеет в виду 40 полноценных лунно-солнечных лет. Как это было на самом деле, историческая наука пока не знает.

А вообще у евреев аж четыре Новых года, но это не мешает их считать :)  

 

Вопрос: существует ли авторская или общепризнанная типология еврейских героев? Если да, то какова она?

Типология героев как таковая лучше всего изложена в известном труде «Тысячеликий герой» Дж. Кэмпбелла. Относительно типологии библейских героев есть довольно новая монография Элиота Рабина (Rabin, Elliott. The Biblical Hero Portraits in Nobility and Fallibility. Jewish Publishing Society, 2020), там представлен разбор конкретных героев в качестве образцов для каждого из типов. Есть даже Бог :)