Ведущая киноклуба курсов 12-13.club Светлана Пахомова рассказывает о 8м Московском еврейском кинофестивале, который проходит с 3-его по 10-е сентября.
За два года, прошедших с последнего фестиваля, столичные зрители успели соскучиться по еврейскому кино. Его в ближайшие дни можно будет посмотреть на трех площадках. Основная – кинотеатр «Октябрь», также часть показов состоится в атмосферном «Иллюзионе» и Еврейском музее и центре толерантности. У МЕКФа новые кураторы – Сергей Сдобнов и Егор Сенников, обширное жюри, которое возглавляет Леонид Ярмольник, и обширная международная программа.
Начинают с ударной российской премьеры – «Голда. Судный день» израильского режиссера Гая Наттива. Наттив последние годы живет и работает в США и даже получил в 2018-м Оскар за свою короткометражку «Кожа» («Skin»). Голду Меир играет несравненная Хелен Миррен, которая уже сталкивалась с еврейской темой в своей фильмографии. Например, в 2010-м она получила одну из главных ролей в ремейке израильского политического триллера «Расплата» про агентов «Моссада», а несколько лет назад в российском прокате можно было увидеть документальную картину «Анна Франк. Параллельные истории», где Миррен выступала в роли рассказчицы.
«Голда. Судный день» повествует об одном из самых драматичных моментов в истории молодого государства Израиль и политической карьере Голды Меир. Во всех учебниках и энциклопедиях она упомянута как единственная женщина премьер-министр Израиля, однако, ее премьерство отмечено кровопролитной войной Судного Дня. Хотя формально победа признается за Израилем, ее высокая цена и ряд внутренних противоречий и проблем, которые стали очевидны в ходе войны, привели не только к отставке Меир, но и к резкой смене политического курса Израиля.
Гай Наттив сосредоточился на фигуре премьер-министра, мы входим в мир войны через ее переживания и ее решения. Зрителям гарантировано основательное погружение в драматичную израильскую историю и мастерское перевоплощение от Хелен Миррен, которая точно не позволит лишить свою героиню статуса матери нации.
ОТКРЫТИЕ.
В воскресенье при полном зале и каком-то количестве хаоса открылся Московский еврейский кинофестиваль. Опустим часовое Открытие с шутками на любителя, призами бывшим и нынешним председателям жюри, а также перечислении людей, организаций и министерств, причастным к проведению фестиваля в этом году. О долгожданном британо-американском фильме-портрете Голды Меир на фоне кровопролитной войны Судного дня, с которого стартовал МЕКФ, я расскажу подробнее в ближайшие дни. Это будет тем более актуально в связи с тем, что «Голда. Судный день» выйдет в российский прокат. А пока несколько предварительных рекомендаций по фильмам фестиваля.
Пятерка фильмов об отношениях родителей, детей и разных поколений:
- ЛИТТЛ ТАУН (2022) (0+)
(2022, США, реж. Дэни Менкин, 89 мин.)
Милейшее роуд-муви про переживание утраты, путь к себе и налаживание отношений с ребенком. Хорошая идея для семейного похода в кино.
- СЕКРЕТЫ МОЕГО ОТЦА (2022) (12+)
(2022, Франция, Бельгия, реж. Вера Бельмонт, 74 мин.)
Анимированная экранизация графического романа Мишеля Кички «Второе поколение: вещи, о которых я не рассказал своему отцу». Сегодня уже никому не надо доказывать, что в комиксах можно затрагивать серьезные проблемы, поднимать вопросы о травматичном прошлом, не теряя глубины авторского высказывания. «Секреты моего отца» - автобиографическая история о Холокосте, Аушвице и о том, почему наши родители редко рассказывают нам о себе.
- НИЧЬИ ДЕТИ (2022) (18+)
(2022, Израиль, реж. Эрез Тадмор, 108 мин.)
Пронзительная социальная драма Эреза Тадмора с песнями Шули Ранда (актер и сценарист знаменитой комедии «Ушпизин»). Приюту для детей из неблагополучных семей грозит выселение, так как землю купили под постройку отеля. Если бы фильм был российским, никакой интриги ждать не стоило бы, но израильские реалии оставляют немного надежды на благополучный исход.
- СЕЗОН АРТИШОКОВ (2022) (0+)
(2022, Израиль, реж. Орна Роттенберг, 9 минут)
Моя особая любовь – это подборки короткометражек. «Сезон артишоков» является как раз частью такой программы. Главная героиня – дочка репатриантов, живущая в бедном районе Иерусалима. Отец ушел из семьи, но девочка заменяет суровую реальность красивыми фантазиями о жизни, какой она могла бы быть.
- 13 ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ (2022) (12+)
(2022, США, реж. Рёя Терао, 27 мин.)
Школьники маленького баварского города Лихтенфельсе решают выяснить биографии тринадцати владельцев недавно обнаруженных водительских удостоверений. Эти удостоверения были изъяты у евреев города в 1938 году. Документальный фильм Рёи Терао о школьном историческом проекте, который становится не только коммеморативным актом, но и своеобразной реставрацией утраченной памяти о прошлом.
Больше о еврейском кино мы поговорим со Светланой в нашем новом сезоне.